Суббота, 20.04.2019, 10:04
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Поиск
Календарь
«  Апрель 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Развитие познавательных мотивов у старшеклассников при помощи создания ситуации успеха на уроке английского языка

Большая часть учителей сталкивается  с тем, что по мере взросления ученик теряет интерес к изучению английского языка, считает его чем-то навязанным и ненужным. Особенно это проявляется у учеников старших классов, когда складывается мировоззрение, подготавливается и осуществляется выбор профессии. Старшеклассники в основном считают, что английский язык  - это просто набор незнакомых слов, трудная грамматика, которые им в жизни не принесут никакой пользы. Отсюда слабая успеваемость, неприятности и нелюбовь к предмету. Кроме того, отсутствуют внешние мотивы изучения иностранного языка, так как нет обязательного экзамена по предмету. А заставить работать творчески невозможно.

Основными направлениями развития общего образования в настоящее время являются:

· личностная ориентация содержания образования;

· деятельностный характер образования.

Но организация обучения осталась прежней: классно-урочная система, строгая дозированность учебного материала. Мы наблюдаем разрыв           между организацией  обучения и реальными мотивами учащихся.

Причины низкого уровня владения иностранным языком:

1. Недостаточное внимание к правиль­ной организации внутренних мотивов учения, обеспечивающих личностно-значимое и личностно-ориентированное обучение.

2. Отсутствие разработанной системы формирования личностного отношения уче­ников к знаниям.

3.  Стрессовая тактика педагогичес­ких воздействий и нерациональная организация учебного процесса.

Можно выделить главное противоречие в обучении английскому языку в средней школе: разрыв между объявленными целями и организацией обучения английскому языку.

Поэтому возникли такие вопросы:

Как организовать деятельность учеников по овладению английским языком, чтобы удовлетворить их потребности, учесть их психологические особенности и чтобы процесс обучения не ассоциировался с неудачами и насилием, а приносил положительные эмоции?

Как создать ситуацию успеха на уроке и сделать результаты обучения реальными и успешными?

Ситуация успеха – очень важный фактор стимуляции учебной деятельности на уроке. Следовательно, необходимо способствовать этому успеху, так как неудачник в школе и дома – это потенциальный неудачник на работе, в семье, в жизни. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе, к учебе.

Цель:

создание ситуации успеха для развития познавательных мотивов и внутренней мотивации старшеклассников, обеспечивающей прочное усвоение программного материала.

Задачи:

1.                      Создать условия для успешной деятельности учащихся на уроке, атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между взрослыми и детьми;

2.                      Сформировать личностное отношение учеников к знаниям, желание их добиться успеха своей иноязычной учебной работой в целом и в данную минуту.

3.                      Спланировать виды учебной деятельности для практического применения программных знаний в процессе обучения;

4.                      Смоделировать педагогические ситуации для развития познавательной мотивации ученика.

 

Теоретическое и методологическое обоснование.

Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке. Залог успешной деятельности – осознание её смысла, то есть личной значимости тех или иных явлений. Лишь при условии возникновения познавательных мотивов возможно действительное овладение материалом. Это особенно важно для выпускников школы, которые должны обладать нужными знаниями, умениями, навыками, осуществлять различные виды деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к сотрудничеству, стремясь избегать и преодолевать конфликты. Эти навыки должны обеспечить молодому человеку мобильность, возможность быстрой реакции в изменяющемся мире при состоянии душевного комфорта, которое обеспечивает эмоциональное равновесие.

В основе моего опыта лежат концепции:

1.                      Формирование картины мира учащихся средствами иностранного языка, деятельностный подход: образовательный процесс строится в логике деятельности. (А.Н. Леонтьев). Новая парадигма обучения тем самым опирается на равноправное сотрудничество педагога и ученика, усвоение образцов деятельности и интегрированного знания на основе интересов и творческой мотивации ребёнка.

2.                      Обучение должно быть построено так, чтобы, учащийся сам естественно и органично пришёл к необходимости продуцировать именно те тексты, которые предусмотрены преподавателем. (А.А. Леонтьев)

3.                      Личностно-ориентированное обуче­ние (Ирина Сергеевна Якиманская)— это такое обучение, где во главе угла ставится личность ребенка, ее само­бытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием об­разования. Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие и есть развивающее обучение [12; 10].

Учитель не формирует личность, а создаёт среду для развития задатков и сильных сторон ученика, благоприятные  условия для формирования его

индивидуальности. Образовательный процесс строится от обучения, как нормативно построенного процесса (и в этом смысле жестко регламентированного) к учению, как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки.

Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Содержание и формы образовательной деятельности должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

 

Система опыта

Успех – это достижение личных интересов, выгода, получение результатов работы и действий. При планировании работы я стараюсь так поставить цель, что достижение её и будет ситуацией успеха для ученика.

При планировании своей работы я исхожу из того, что для создания ситуации успеха учителю необходимо:

·              обеспечить ученика знаниями;

·              сформировать умение решать проблемы;

·              научить взаимодействовать в коллективе;

·              выдвинуть личностно-значимые мотивы и установки;

·              дать возможность достижения «потолка» своих возможностей;

·              предоставить ученику большую свободу  в выборе деятельности;

·              организовать благожелательное доверительное общение со взрослыми и ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь;

·              создать тёплую дружелюбную атмосферу.

Развитие произвольности поведения, стратегии преодоления трудностей, поддержка школьника, выработка у него умения анализировать причины неудачи – существенные моменты для учебной мотивации. Поэтому очень важен самый первый урок при введении новой темы, на котором обсуждаются различные аспекты темы, выделяются проблемы, определяется конечный результат и форма представления. Для работы формируются группы, пары, либо выбирается индивидуальная форма. Это право учеников. Если же форму деятельности устанавливаю сама, то ученики выбирают самостоятельно роль.

 Например:

Тема - известные люди

форма - пресс-конференция

Выбор учащихся - роль, биография, вопросы, ответы.

Тема - собеседование при приёме на работу

Форма- ролевая игра

Выбор  учащихся - роль, работа, объявления, условия  приёма, вопросы работодателя и работодателю, решение и его причины.

 

При такой организации обучения иноязычная лексика, грамматические структуры, тексты и упражнения перестают быть наказанием для ученика, а становятся средством для выражения своей позиции, жизненного опыта, умений.

Тематика, связанная с жизнью учащихся, выступает как преломление социальных проблем в жизни каждого гражданина. Ведущее место занимают проблемы участия каждого в переустройстве общества, поиск своего места в современном мире. На первый план выдвигается реально мотивированное общение, отражающее устойчивые интересы, сформировавшиеся потребности. Для создания мотивации на уроке необходимо дать учащимся возможность сообщить своим одноклассникам и учителю что-либо значимое для него. Учащимся предлагаются приближенные к реальной жизни задания, в ходе выполнения которых систематически развиваются иноязычные речевые умения: аудирование, говорение, чтение и письмо. Такой подход предполагает создание на уроке атмосферы сотрудничества и доверия.

При реальном общении различные коммуникативные умения обычно неразделимы. Например, для ведения разговора требуются сформированные умения и аудирования, и говорения. Также в процессе деятельности развиваются навыки чтения и письма. Все виды языковой деятельности одинаково важны.

Учащимся предоставляется в течение урока необходимые тесты, тексты, книги для чтения, аудиокассеты, электронные пособия, видеокассеты, которые они вправе применять как при подготовке, так и при самом ответе.

Использование информационных технологий и образовательных ресурсов – это тот резерв, который позволяет создать условия обучения, при которых количество подлинно успевающих учеников может увеличиться хотя бы на одну треть. Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучающимся, средством осуществления которых является компьютер. Он используется практически на всех этапах работы над темой, так как компьютер можно приспособить к индивидуальным особенностям ученика, компьютерное обучение имеет диалоговый характер,

в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения, можно оптимально сочетать индивидуальную и групповую работу, при общении с компьютером поддерживается состояние психологического комфорта у учащихся.

На уроках и элективных занятиях я применяю следующие электронные пособия: «95 тем», «Экзамен по английскому языку»,  «Репетитор – ЕГЭ по английскому языку».

Главное, для чего мы изучаем слова, грамматику, тексты, — научить школьников ориен­тироваться в типичных ситуациях общения, в печатной и 

 музыкальной продукции страны изучаемого языка, в реалиях своей стра­ны, в реалиях страны изучаемого языка.

Ориен­тировочная деятельность с опорой на ино­странную речь составляет главную цель практической подготовки учащихся по ино­странному языку. Эта деятельность вклю­чает восприятие ситуации, осознание проб­лемы общения, выбор коммуникативной цели, поиск решения проблемы в общении, достижение коммуникативной цели и резуль­тата. В высшей степени продуктивным является выход из круга действий, типичных для школьного возраста, в перспективные с учётом возможной деятельности, в которую будет включён ученик по окончании школы. Формы такой деятельности разнообразны: конференции, ролевые игры, дискуссии, экскурсии, конкурсы. Использование ролевых игр на уроках помогает учащимся «примерить» взрослую жизнь, выразить свои чувства, отношение к действительности. Играя, учащиеся не копируют жизнь, а, подражая тому, что видят, комбинируют свои представления, мысли. Когда ученик играет, у него быстрее работает мысль, глубже становятся чувства. Учебные игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебных ситуаций в реальную. Например: экскурсия по музеям мира с презентацией - 9 класс, собеседование при приёме на работу - 11 класс, пресс-конференция со звездой по теме «Успех в жизни» - 10 класс.

 Мультимедийные презентации при изучении английского языка являются мощным источником мотивации учащихся, расширения кругозора, развития навыков самостоятельной работы, а отсюда и повышения успеваемости и качества знаний. Ученики с удовольствием работали над темой «Охрана окружающей среды», создавая презентации о землетрясениях,  техногенных катастрофах, о санитарном состоянии посёлка и школы.

Все эти виды деятельности снимают напряжение и способствуют эмоциональной разрядке, улучшают психическое самочувствие, изменяют способы общения.

Ученики говорят не только для учителя, но и  друг для друга. Выполняя программные задания, ученики разворачивают их для своего применения, выражают свои позиции, прилагают свои знания и умения. Языковые спо­собности учащихся проявляются не только в быстроте, легкости и прочности овла­дения учебным материалом, но и в предпо­читаемых и наиболее успешно осуществляе­мых школьниками формах учебной деятель­ности. Выбирают те формы и средства, в которых они сильны. Кроме того, им хочется высказаться по волнующей их проблеме, что побуждает к поиску необходимых языковых средств и к непроизвольному запоминанию.  Такие уроки проходят интересно, практически каждого можно за что-то похвалить, каждый на определённое время оказывается в центре внимания и переживает ситуацию успеха.

Таким образом, формирование ученика как субъекта происходит при положительном подкреплении в его адрес, реализации доступного требования. Успех ученика на уроке формирует уверенность в себе, что позволяет ему максимально использовать свой потенциал. Это обеспечивается так­же постоян­ным фиксированием успехов ученика в овла­дении каждой порцией учебного материала. Подкрепление может выступать в разных формах: реагирующие реплики учителя на действия учащегося с учебным материалом; выполнение заданий и, наконец, одобрение товарищей.

Деятельность на уроке удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым. В ходе этой  деятельности школьники вступают в определённые  отношения со сверстниками и взрослыми, что формирует у них способность строить общение с окружающими в зависимости от задач и требований жизни.